Модуль 1. Обзорная характеристика психологических наук о труде
1.1. Понятие «труд» и его отличие от нетрудовых форм человеческой активности
1.2. Тенденции изменения мира труда в начале XXI века
1.3. Современные науки о труде и людях труда
1.4. Психологические науки о труде и смежные научные направления в России конца XIX — первой трети ХХ века
1.4.1. Психология труда в дореволюционной России
1.4.2. Индустриальная психотехника в Советской России 1920—1930-х годов
1.5. Психология труда и смежные психологические дисциплины в России второй половины ХХ — начала ХХI века
1.5.1. Психология труда, инженерная психология и эргономика
1.5.2. Психология труда, психология управления, организационная психология, экономическая психология
1.6. Психология труда и отраслевые направления прикладной психологии
Модуль 2. Теоретико-методологические основы психологии труда и инженерной психологии
2.1. Системный подход в психологии труда и инженерной психологии
2.2. Эргатическая система, эргатические функции и их группировка
2.3. Теория деятельности и ее использование в психологии труда и инженерной психологии
2.4. Принцип единства теории и практики
2.5. Понятие субъекта в психологии труда и инженерной психологии
2.6. Психические регуляторы активности субъекта труда
2.7. Особенности методов психологии труда и инженерной психологии как прикладных дисциплин
2.8. Миссия и сверхзадачи психологии труда и инженерной психологии
Модуль 3. Психологическое профессиоведение
3.1. Вводные понятия
3.1.1. Профессия и специальность
3.1.2. Профессиографирование и профессиограммы
3.1.3. Психограмма
3.1.4. Разновидности профессионально важных качеств
3.2. Направления психологического профессиографирования
3.3. Подходы в изучении психологического своеобразия профессиональных действий
3.4. Трудовой пост и его компоненты
3.5. Методы психологического изучения профессий
3.6. Этапы и способы составления профессиограммы и психограммы
3.7. Классификации профессий в психологическом профессиоведении
3.8. Классификация профессий для старшеклассников
3.9. Методы классификации профессий
3.10. Модульный подход в профессиографии
Модуль 4. Временнóй анализ труда профессионала
4.1. Постановка проблем временнóго анализа труда и выбор методологических ориентиров
4.2. Основные временны´е категории: срок, временнáя задача, временны´е операции, длительность
4.2.1. Срок
4.2.2. Временнáя задача. Временно`е определение
4.2.3. Временны`е операции: временно`е упорядочение и синхронизация
4.2.4. Длительность
4.3. Время в структурах профессионального опыта
4.4. Темпоральность экстремальной ситуации
4.5. Время и образ мира
4.6. Какими методами можно изучать темпоральность деятельности, сознания и опыта профессионала?
4.7. Временные синтезы. Временная форма процессов
Модуль 5. Особенности мотивационной направленности субъекта труда
5.1. Основные понятия и проблемные области в исследовании трудовой мотивации
5.2. Исторический контекст развития концепций трудовой мотивации
5.3. Краткое описание основных концепций трудовой мотивации
5.3.1. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу
5.3.2. Теория потребностей К. Альдерфера
5.3.3. Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга
5.3.4. Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда
5.3.5. Теория ожиданий В. Врума
5.3.6. Теория справедливости Дж. С. Адамса
5.3.7. Модель «Рубикон» Х. Хекхаузен и П. М. Гольфитцер
5.3.8. Модель Л. Портера — Э. Лоулера
5.3.9. Теория субъективно важных характеристик труда Г. Р. Олдхема и Дж. Хакмана
5.3.10. Практико-ориентированные теории трудовой мотивации
Модуль 6. Развитие человека как субъекта труда
6.1. Основные характеристики и индикаторы развития человека как субъекта труда
6.1.1. Идеал нормы труда и прогрессивного развития его субъекта
6.1.2. Профессиональный опыт, его структура, методы исследования
6.1.3. Психологические признаки труда в сознании его субъекта
6.1.4. Профессиональная идентичность и ее развитие
6.1.5. Критерии личностной зрелости и их использование в практике управления персоналом
6.2. Общие закономерности развития человека как субъекта труда
6.3. Развитие человека как субъекта труда в онтогенезе и в цикле профессионализации
6.3.1. Период допрофессионального развития
6.3.2. Период начального профессионального выбора
6.3.3. Период собственно профессионального развития
6.3.4. Цикл профессионализации и его фазы
6.4. Источники профессионального развития и его варианты
6.4.1. Противоречия и кризисы профессионального развития
6.4.2. Неблагоприятные варианты профессионального развития
6.5. Методы исследования развития человека как субъекта труда
Модуль 7. Психология формирования профессионализма
7.1. Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий в профессиональном обучении
7.2. Принцип опосредованности деятельности. Системная методология в совершенствовании общего и профессионального обучения
7.3. Современные методы обучения персонала и их классификация
7.3.1. Классификация методов обучения персонала
7.4. Компетентностный подход в прикладной психологии и педагогике
7.5. Оценка эффективности профессионального обучения
Модуль 8. Профессиональное самоопределение и карьерное консультирование
8.1. История и современное состояние зарубежной практики психологической профессиональной ориентации
8.2. Профессиональная ориентация и консультирование по выбору профессии в России
8.3. Зарубежные теоретические концепции в психологическом обеспечении профессионального самоопределения
8.3.1. Традиционный (дифференциально-типологический) подход
8.3.2. Структурно-поведенческий подход
8.3.3. Институциональный подход
8.3.4. Когнитивно-мотивационный подход
8.3.5. Биографический подход
8.3.6. Новый контекст карьерного консультирования: прекарная занятость
8.4. Современные отечественные концепции профессионального самоопределения
8.5. Методы индивидуальной и групповой профессиональной ориентации и консультации
8.6. Опыт работы Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
Модуль 9. Индивидуальный стиль трудовой деятельности
9.1. Исследования стиля жизни и деятельности в психологии
9.2. Концепция интегральной индивидуальности В. С. Мерлина и индивидуальный стиль деятельности
9.3. Индивидуальный стиль трудовой деятельности, его генез, разновидности, характеристики
9.4. Методы психологического изучения, оценки и формирования индивидуального стиля деятельности
Выводы
Вопросы и задания
Рекомендуемая и цитируемая литература
Тема 10. Введение в психологию профессионального отбора
10.1. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект труда — профессия»
10.2. История применения психологического профессионального отбора
10.3. Современное состояние психологического отбора персонала
10.4. Правовые и этические нормы прогнозирования профессиональной пригодности
10.5. Эффективность труда работников и способы ее оценки
Модуль 11. Психометрические проблемы профессионального отбора
11.1. Недостатки распространенных подходов
11.2. Надежность и валидность методики
11.3. Экспертная валидизация методики
11.4. Точность прогноза
11.5. Рентабельность методики
Модуль 12. Диагностика организационного поведения в ассессмент-центрах
12.1. Что такое диагностика организационного поведения?
12.2. Принципы валидизации и применения методов диагностики организационного поведения в процедурах отбора и развития персонала
12.3. Компетентностно-ориентированные технологии диагностики организационного поведения
12.3.1. Технология МИКРИС
12.3.2. Технология ЦРОП
12.3.3. Гуманитарные технологии оценки
12.3.4. Технология НОРТ
12.3.5. Технология МАСТ
12.4. Примеры развивающих ассессмент-технологий
12.4.1. Стратегический ассессмент
12.4.2. Технология ЛАСПИ
12.4.3. Технология ПАДИ
12.5. Метод «Центр оценки»
12.5.1. История разработки метода ЦО
12.5.2. Суть метода ЦО
Модуль 13. Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности
13.1. Понятия «функциональное состояние человека» и «работоспособность» в психологии труда и смежных дисциплинах
13.2. Основные подходы к анализу функциональных состояний
13.3. Общие классификации видов ФС. Основные типы состояний сниженной работоспособности
13.4. Задачи оценки и оптимизации функциональных состояний человека в профессиональной деятельности
13.5. Цели и методы диагностики функциональных состояний
13.6. Комплексные психологические технологии профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний
13.7. Эргономические основы проектирования режимов труда и отдыха
Модуль 14. Психология труда и эргономика в социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов
14.1. Организация помощи инвалидам в России
14.2. Психологические аспекты трудотерапии как средства реабилитации больных и инвалидов
14.2.1. Лечение трудом: история и современность
14.2.2. Психология восстановительной трудотерапии при ранениях рук
14.2.3. Психология трудотерапии при психопатологии
14.3. Эргономическое проектирование предметно-пространственного окружения инвалидов
14.3.1. Эргономические разработки для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
14.3.2. Эргономическое проектирование городской среды в интересах инвалидов по зрению
14.4. Профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья
14.4.1. Примеры гиперкомпенсации дефекта
14.4.2. Основные психологические и психофизиологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья
14.4.3. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка лиц с ограничениями по здоровью
14.4.4. Специфика проведения профессиональной ориентационной диагностики лиц с инвалидностью
Модуль 15. Психология группового субъекта труда
15.1. Понятие «групповой субъект труда»
15.2. Психологические проблемы формирования команд работников
15.3. Психологические характеристики совместной трудовой деятельности, методы диагностики и способы оптимизации
15.4. Специфика операторских групп на транспорте
15.5. Профессиональное общение и его разновидности
15.6. Типы лидерства и стили руководства в трудовых коллективах, методы их диагностики
15.7. Противоречия и конфликты в совместном труде
Модуль 16. Подходы и концепции инженерной психологии
16.1. Общенаучное представление о системах управления и деятельности оператора
16.2. Подходы к анализу деятельности оператора и задачи инженерной психологии
16.3. Концепции деятельности человека в системах «человек — машина»
16.4. Методы исследования и проектирования в инженерной психологии
16.5. Психологический анализ «ошибок» в деятельности оператора
16.5.1. «Человеческий фактор» в обеспечении надежности систем. Психологический анализ ошибок
16.5.2. Структурные составляющие деятельности как источники ошибок
16.5.3. Субъект-ориентированные концепции ошибок
Модуль 17. Инженерно-психологические исследования когнитивных процессов
17.1. Исследования восприятия в деятельности оператора
17.1.1. Характеристики перцептивного образа
17.1.2. Перцептивный эталон
17.1.3. Оперативный образ
17.1.4. Оперативные единицы восприятия
17.1.5. Функциональная структура перцептивных действий
17.2. Особенности памяти и мышления оператора
17.2.1. Оперативная память
17.2.2. Мышление в деятельности оператора
Модуль 18. Принятие решения в профессиональной деятельности
18.1. Подходы к анализу принятия решения. Инженерно-психологические концепции принятия решения
18.2. Компонентный состав принятия решения
18.3. Ситуации неопределенности и принятия решения
18.3.1. Психологическое понятие ситуации. Типология ситуаций
18.3.2. Ситуации неопределенности
18.3.3. Проблемные ситуации и ситуации принятия решения
18.4. Принятие решения в структуре деятельности
18.4.1. Рефлексивный механизм принятия решений
18.4.2. Принципы организации процесса принятия решения
18.5. Риск и принятие решений
18.5.1. Психологическое ограничение понятия риска
18.5.2. Ситуации и виды рисков
18.6. Личностные детерминанты принятия решения и риска
Модуль 19. Характеристики систем «человек — машина»
19.1. Системотехнические характеристики функционирования технических средств и деятельности человека
19.2. Эргономические характеристики и показатели качества эргатических систем
Модуль 20. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование
20.1. Психология в практике совершенствования эргатических систем
20.2. Содержание и особенности эргономического проектирования
20.3. Принципы и содержание инженерно-психологического проектирования
20.4. Моделирование в инженерно-психологическом и эргономическом проектировании
20.5. Проектирование организационных факторов эргатических систем
20.6. Инженерно-психологическая и эргономическая оценка, стандартизация и сертификация
Модуль 21. Психомоторика профессионалов и проектирование предметных компонентов эргатических систем
21.1. Психология и психофизиология движений профессионалов (на примере операторских видов труда)
21.2. Методы исследования сенсомоторной активности в трудовой деятельности
21.3. Эргономические основы проектирования и оценки рабочих мест
21.3.1. Государственные стандарты по проектированию пространственных параметров рабочих мест и их компонентов
21.3.2. Санитарная классификация профессий
21.3.3. Аттестация рабочих мест
21.4. Органы управления в системе «человек — машина», их выбор, классификация, пространственное размещение
21.5. Физиологические, биомеханические и психологические критерии оптимизации параметров ручного инструмента и механизмов
21.5.1. Немеханизированные ручные инструменты
21.5.2. Механизированные инструменты
21.6. Эргодизайн рабочей одежды и снаряжения
21.6.1. Специальная одежда
21.6.2. Профессиональное снаряжение и средства индивидуальной защиты
Модуль 22. Инженерно-психологическое и эргономическое проектирование и оценка информационной среды в эргатических системах
22.1. Средства отображения информации и их классификация
22.2. Кодирование информации
22.3. Оценка качества информационной среды
22.4. Проектирование информационной среды
22.5. Модернизация интерфейсов человекомашинных систем
22.6. Проектирование, оценка и совершенствование информационных и компьютерных средств и технологий
Модуль 23. Психология и безопасность эргатических систем
23.1. Актуальность проблемы безопасности эргатических систем. Основные понятия
23.2. Личный фактор безопасности эргатических систем
23.2.1. Личностные профили «потенциального аварийщика» и «профессионального аса»
23.2.2. Склонность к риску как личный фактор безопасности эргатических систем
23.3. Человеческий фактор безопасности эргатических систем
23.4. Доверие технике как фактор безопасности эргатической системы
23.5. Культура безопасности в эргатических системах
23.5.1. Ретроактивный и проактивный подходы в обеспечении безопасности эргатических систем
23.5.2. Концепция культуры безопасности в организациях повышенной опасности
23.5.3. Типология отказов человека как звена эргатической системы
23.6. Методы исследования происшествий в психологии труда, инженерной психологии и эргономике